Кризис жанра или Почему мы так часто меняем работу


            Всё чаще и чаще в современном бизнесе работодатели становятся заложниками своего персонала.  Часто происходят случаи шантажа со стороны сотрудников фирмы с использованием аргументов относительно собственной независимости. Желание специалиста улучшить свое материальное выглядит вполне естественным. Многие из нас со временем ощущают необходимость в смене работы, при этом каждый преследует свои цели и руководствуется своими мотивами. Именно их мы и попробуем проанализировать в данной статье.
           Решение об увольнении обычно не приходит спонтанно. Оно вынашивает и созревает длительное время, при этом анализируется множество причин для смены работы. Неоспоримым является тот факт, что специалистов и менеджеров меняют работу каждые два года к такому выводу пришли сотрудники кадровых служб, проанализировав резюме, с которыми к ним приходят соискатели. Дольше других компании остаются бухгалтера и юристы, а чаще всего меняются специалисты в области маркетинга и HR.
          В ходе исследования, проведенного рекрутерами одного агентства, было проанализировано около 300 резюме, а также проведено анкетирование специалистов, с целью выявления основных причин, которые побуждают современного человека так часто менять работу. Как правило, специалисты не задерживаются долго на одном рабочем месте.
          Максимальный срок «усидчивости» значительной их части (37. 7%) составляют от года до двух лет, от полугода до года «сохраняли верность» 21.7 % респондентов, от двух до трех лет -16%, от трех до пяти -17%. И, наконец, лишь незначительная часть опрошенных (7.5%) демонстрировала постоянство на протяжении пяти и более лет.
          Рекрутеров заинтересовали причины возникновения такой динамики. Они предложили кандидатам, обратившимся в агентство, ответить на ряд вопросов, связанных с выявлением причин столь частой смены работы. Среди соискателей были: рядовые специалисты, менеджеры и руководители в таких сферах как маркетинг, коммерческая деятельность, юриспруденция, финансы и HR. Результаты опроса представлены ниже.
          Проанализировав ответы участников опроса, можно утверждать, что основной причиной частой смены работы является низкий уровень заработной платы — ее выделили как доминирующую причину смены работы 47 % опрошенных. Средняя заработная плата рядового специалиста рядового предприятия на сегодняшний день составлять 700-800 $. Крупные компании предъявляют более высокие требования к профессиональному уровню кандидатов и способный предложить 1000-1500$, а любой специалист, чувствующий свою профессиональную компетентность, хочет улучшать свое материальное положение и лишние 300-700$ для него — существенная прибавка к семейному или личному бюджету.
            Второй причиной смены работы, которую выделили 24.9 % респондентов, является отсутствие карьерного роста и, как следствие, самореализации. Компания не всегда может и желает обеспечить обучение сотрудников, ротацию кадров. Малое предприятие изначально имеет небольшой штат сотрудников, а молодые амбициозные специалисты с хорошей профессиональной подготовкой и лидерскими задатками нацелены на повышение своего профессионального статуса и материального положения.
            Третьей, не менее веской причины ухода с должности, которую выделили 11.1% респондентов являются условно названные нами «проблемы с руководством». К ним можно отнести отсутствие взаимопонимания как с непосредственным руководителем, так и с руководством компании.
             В качестве четвертой причины смены места работы 5.9% опрошенных выделили плохие условия организации труда. К этой группе были отнесены: степень оснащение и комфортность рабочего места (так называемый бытовой микроклимат), разъезды и командировки, степень самостоятельности при принятии решений.
             Нестабильное положение организации на рынке, как основную причину смены работы, выделили 4.2 % опрошенных. Высококвалифицированный специалист видит истинную картину положения предприятия на рынке и может спрогнозировать его дальнейшую перспективу.  Следствием нестабильности становятся задержки с получением заработной платы, постоянная текучесть персонала, что тоже вынуждает сотрудников искать новую работу.
           Смена собственников, первого лица компания, как правило, приводит к смене главного бухгалтера, руководителей структурных подразделений и как следствие рядовых специалистов. Реорганизация предприятия в свою очередь влечет за собой ковровую ротацию, которая не всегда является приемлемой для сотрудников. Эту причину как основополагающую для смены работы выделили 2.4 % опрошенных.
            Мы указали основные, наиболее распространённые причины. Реже можно услышать такие причины перехода на новое место как изменение места расположения компании, удаленность компании от дома, отсутствие интересных проектов, повышение уровня личной профессиональной ответственности, риски и т.д. Важно помнить, что как правило на принятие решения об уходе влияет не одна, а сразу несколько причин.
             Психологи и HR консультанты выявили несколько основных вешних признаков, по которым можно определить специалистам, имеющего желание уволиться:
• снижение работоспособности и эффективности работы, отсутствие инициативы;
• недовольство деятельностью компании, руководством, корпоративной культурой;
• жалобы по разным  поводам, например, низкая заработная плата, отсутствие смысла деятельность и т.д;
• замкнутость в общении с коллективом, особенно с руководством компании;
• плохое настроение на протяжении длительного периода.
             Но не всегда такие сигналы могут быть связаны с желанием сменить работу.Например, психологи установили, что если женщина несчастлива в личных отношениях, то она не может сконцентрироваться на своей работе. 70-80% женщин превыше всего ставят семью, с этим мнением согласный и 20-30% сильной половины человечества.
Нередко для боссов, особенно для начинающих, становится сюрпризом информация о том, что кто-то из ценных сотрудников собирается уволиться. Для уменьшения числа таких неприятных неожиданностей HR специалисту или непосредственному руководителю следует регулярно проводить мотивационные беседы, коррекцию мотивации, дабы потом не было поздно.